Сущность перестройки образования на основе гуманизации

  Идея гуманизации образования все больше привлекает к себе внимание педагогов. Сложность её воплощения связана с отсутствием соответствующей технологии. Во-первых, необходимо более основательно ознакомиться с этой идеей, её принципами и положениями.

  Гуманистическая модель образования опирается на четыре составляющие. Принцип гуманизации требует при подходе к организации учебно- воспитательной работы признать, что источник развития личности находится «внутри» неё, а не «вне», т.е. не внешняя сила (преподаватель) развивает обучаемого, а он сам развивает себя. Отсюда, основой гуманизации образования служит признание активной, творческой природы каждого человека. Исходя из этого, в качестве цели обучения провозглашается развитие заложенных в человеке потенциальных интеллектуально-творческих возможностей на основе внутренней активности. Условия, обеспечивающие успешную реализацию этого принципа в педагогическом процессе, связаны с предоставлением учащимся определённой свободы в их самореализации, а также уважением чести и достоинства всех участников учебно-воспитательного процесса. Без этих условий невозможно раскрепощение внутренних творческих сил и возможностей обучаемых. Основным средством развивающим и воспитывающим личность принцип гуманизации признаёт самодетерминацию (самодеятельность), т.е. необходимо не готовые знания и умения давать обучаемым, а чтобы они сами добывали знания, вырабатывали умения и навыки, что будет способствовать формированию у них самообучения, самовоспитания и саморазвития.

  Во-вторых, важным звеном в реализации принципа гуманизации является необходимость придерживаться системного подхода к перестройке учебно-воспитательного процесса, который требует того, чтобы при внесении в какой-либо педагогический процесс нового компонента, необходима соответствующая перестройка всех остальных компонентов педагогической системы. Основными структурными компонентами любой педагогической системы являются: педагогические цели, содержание образования или учебная информация, дидактические процессы или средства педагогической коммуникации, педагоги и учащиеся. Во всех новаторских начинаниях, как правило, основное внимание сосредотачивалось на преобразовании какого-то одного компонента педагогической системы: или целей, или содержания, или методов и т.д. (например, метод Шаталова, липецкий метод, программированное обучение и т.д.). Многие неудачные эксперименты, направленные на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и объясняются несистемным, локальным, изолированным подходом к изменению компонентов педагогической системы. Экспериментально доказано, что если перестройка не затрагивает других компонентов системы, то преобразованный компонент вступает в противоречие с другими, в результате чего происходит отторжение, отбрасывание нового элемента системы.

   Как должны измениться по существу в своей основной направленности эти компоненты в новой педагогической системе по сравнению с прежней, представим в виде таблицы.

Основные компоненты педагогической системы

Социоцентрическая модель воспитания (традиционная система обучения)

Антропоцентрическая модель воспитания (обучение на основе гуманизации)

Общая направленность целей обучения

Вооружение учащихся определённым уровнем знаний, умений, навыков

Максимальное содействие развитию личности ученика

Направленность содержания образования (программы, учебники и т.п.)

Преобладание    дидактицизма

 Проблематизация содержания образования (метод. пособия и т.д.)

Общая направленность средств педагогической коммуникации (методы, средства, формы)

 Обеспечение информационного  характера обучения

Обеспечение развивающего и воспитывающего обучения

Общая направленность деятельности преподавателя

 Реализация требований программ и контролирующих органов

Ориентация на целостное развитие личности ученика

Общая направленность деятельности ученика

 Преобладает  потребление знаний, а ученик объект познания

 Направленность на  самообучение, самовоспитание и саморазвитие