Авторская программа (курс) по педагогике «Гуманизация образования» (расcчитана на 32 часа)

Библиографический список.

  1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
  2. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М., 1971.
  3. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 2003.
  4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 2000.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. Пособие. М., 2006.
  6. Шинкаренко В.П. Формирование профессионально важных личностных качеств учащихся в процессе гуманизации общего среднего образования. Тольятти, 2002.
  7. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. №2.

Лекция №1: Сущность гуманизации образования.

Раскрывается содержание таких понятий, как «гуманизм», «гуманность» и «гуманизация». Более подробно дается характеристика того, что означает «гуманизация образования». Далее, представляется ведущая идея и основные составляющие гуманистической модели образования.

Лекция №2: Философские модели воспитания и теоретические основы гуманизации обучения. 

В историческом аспекте дается представление о моделях воспитания с времен античности до настоящего времени. Далее раскрываются педагогические основы проектирования системы гуманизации обучения.

Лекция №3: Основные подходы к проектированию новой педагогической системы на основе принципа гуманизации.

Сначала раскрывается сущность системного подхода в педагогике. Далее определятся место и роль системообразующего фактора в педагогической системе и перечисляются её основные структурные компоненты. Наконец, представляются общие правила и требования реализации принципа гуманизации в обучении.

Лекция №4: Перестройка целей в новой педагогической системе.

Дается характеристика целевой направленности обучения в традиционной модели. Затем раскрывается сущность изменения основной цели образования на основе принципа гуманизации. В заключении конкретизируются некоторые основные направления перестройки общей целевой направленности обучения в новых условиях.

Лекция №5: Перестройка содержания образования и средств педагогической коммуникации на основе принципа гуманизации.

Вначале раскрывается стратегия преобразования содержания учебной информации. Далее дается характеристика преобразований средств педагогической коммуникации проектируемой системы.

Лекция №6: Изменения в деятельности преподавателя и учащихся в новой педагогической системе.

Здесь раскрывается существо изменений в деятельности педагога, а потом и учащихся на основе принципа гуманизации. 

Лекция №7: Практическая реализация принципа гуманизации на примере изучения истории.

В чем заключается преобразование целей и содержания исторического образования – первая составляющая лекции. Следующая - перестройка средств педагогической коммуникации при изучении истории на основе гуманизации. Как измениться деятельность учителя и учащихся в новой педагогической системе – заключительный компонент лекции.

Лекция № 8: Актуальные проблемы воспитания и образования.

Вначале раскрывается основная направленность современного образования. Потом указывается на существующие стереотипы и трудности перестройки системы образования. И, наконец, перечисляются основные актуальные проблемы и противоречия современной дидактики, осложняющие реализацию идеи развивающего и воспитывающего обучения.